Этап предварительной постановки проблемы

Этап предварительной постановки проблемыУже предваритель­ная постановка проблемы является научной (и следовательно, творче­ской) деятельностью, начальной стадией научного поиска. Всякая дей­ствительная проблема представляет собой сложную смысловую структуру, объединенную массой логических связей с текущим состоянием научных знаний, с «передним фронтом» науки. Постановка проблемы — это фикса­ция недостаточности знаний в данной проблемной ситуации. Нередко вначале проблема ставится лишь в самой общей форме. Для своего кон­цептуального развития она требует дальнейшей разработки. Этот про­цесс осуществляется как со стороны анализа эмпирического базиса, так и со стороны изучения различных теоретических и межтеоретических связей. Заметим, что необходимо, разумеется, отличать процесс первичной постановки проблемы от реконструкции проблемы. Последняя процедура всегда проводится ретроспективно, когда та или иная проблема является уже решенной и становится возможным четче увидеть ее действительное содержание, которое могло быть искажено из-за некоторых обстоя­тельств, ее смысл и исход. Но нередко случается и так, что в первичную постановку проблемы входят элементы ее реконструкции. Это случается, когда оказывается, что прежнее видение проблемы и ее решения были неадекватными. Вообще же реконструировать и интерпретировать в со­временном ключе проблемы «минувших дней» весьма полезно для пони­мания положения дел в текущей ситуации. Высокопрофессиональный ученый, как правило, хорошо разбирается в истории своей науки, в дина­мике ее проблем.

Итак, уже на стадии предварительного изучения решается ряд важных вопросов. Если проблема связана с необъясненным эмпирическим мате­риалом, то обсуждают сам этот материал и объяснительный потенциал имеющихся теорий. Прежде всего, изучая данные эмпирических исследо­ваний, ученый оценивает, насколько они достоверны, насколько они конфликтуют с наличными теориями и существует ли возможность приме­нения этих теорий (с какими-то их модификациями) к данному эмпириче­скому базису. Иными словами, ученый решает вопрос: стоит ли сразу от­вергать имеющуюся теорию? Если исследователь приходит к выводу, что теория не предоставляет достаточных условий для приемлемой интерпре­тации фактов, то, как правило, начинаются предварительное выдвижение и оценка возможных гипотез разной степени консервативности. Наконец, когда исследователь остановится на некотором минимуме гипотез, наибо­лее удовлетворительных с его точки зрения и выходящих за рамки налич­ной теории (в предельном же случае речь может идти о констатации от­сутствия каких-либо приемлемых гипотез вообще), диагностируется существование действительной проблемы. На этой же стадии обсуждаются и другие вопросы. Здесь сразу выдви­гаются некоторые методологические идеи, намечаются возможные под­ходы к решению проблемы, пути ее дальнейшего изучения, производится ее предварительная оценка по различным основаниям, т.е. предвосхи­щаются и рассматриваются в эскизном виде различные моменты следую­щих этапов работы. Таким образом, содержание предварительного этапа — это фиксация проблемы, выдвижение ее пробной формулировки и ориентировочное из­ложение последующих этапов работы.

Комментарии к записи Этап предварительной постановки проблемы отключены

holdfast 06.09.2009 в рубриках: Научный факт

Комментарии закрыты.