Степень проблемности
Существует и такой вид оценки, как степень проблемности самой проблемы; здесь определяется уровень ее разработанности в науке: были ли уже исследования подобного рода, каковы были их результаты, насколько проблема остается нерешенной на фоне достигнутых результатов, и наоборот, какие аспекты проблемы уже отражены или решены в имеющейся научной литературе и т.п. В итоге проблеме должен быть присвоен тот или иной статус (не разработана, слабо разработана, неадекватно разработана, разработана во многих аспектах и т.п.). Эту процедуру иногда называют квалификацией проблемы. Проводится оценка и по другим параметрам. Для более четкой идентификации типа проблемы (что требуется для представления проблемы в научных учреждениях) применяют различные основания классификации проблем. Для этого используют такие критерии, как:
1) прикладная направленность проблемы. Действительно, есть проблемы преимущественно прикладного характера, а есть, наоборот, проблемы целиком теоретические; есть и такие, которые сочетают в себе одновременно и те и другие аспекты;
2) степень универсальности проблемы. Есть проблемы более общего уровня, содержащие в себе множество более частных проблем, например проблема разработки терапевтических стандартов для какого-то
вида патологии содержит в себе ряд частных проблем (диагностических, прогностических, клинических);
3) степень срочности решения проблемы (первоочередная или долгосрочная);
4) структурно-дисциплинарные аспекты проблемы (относится ли она к ведомству специальных проблем какой-либо одной научной области, находится ли на стыке двух-трех наук (пограничная проблема) или же имеет принципиально междисциплинарный характер (комплексная, интегральная проблема). Всесторонняя оценка научной проблемы естественно переходит в следующий этап разработки, который представляет собой ряд практических шагов по непосредственной подготовке научных изысканий.
Комментарии к записи Степень проблемности отключены
holdfast 05.09.2009 в рубриках: Научный факт