Этап оценки проблемы

Этап оценки проблемыНеобходимость оценки научной проблемы предписана самой институциональной структурой современной науки, ведь проблема формулируется не в изолированном и самодостаточном виде; она в конечном счете должна быть вписана в программы реально проводимых исследований, которые в свою очередь должны планиро­ваться, финансироваться, технически оснащаться и т.п. Заметим, что оценка научной проблемы входит и непосредственно в содержание пуб­ликации, т.е. в научный текст, который репрезентирует результаты прове­денного научного исследования. Действительно, пусть это не покажется тривиальностью, но без ясного представления о проблеме и четкого ее изложения невозможно грамотно репрезентировать и собственно полу­ченные результаты. Для оценки проблемы необходимы некоторые элементы научного прогноза — умения предвидеть, какие эффекты принесет решение этой проблемы, каковы должны быть практические шаги по ее разработке. По каким критериям оценивается научная проблема? Проблема оце­нивается по множеству параметров, отражающих ее адекватность и зна­чимость. Назовем несколько основных характеристик1. Прежде всего должна быть установлена степень необходимости свя­занных с ней исследований. Оценка необходимости разработки проблемы (или, наоборот, опровержение такой необходимости) базируется на воп­росах относительно того, в чем: Другой критерий — степень реальной выполнимости вытекающего из проблемы исследовательского проекта. Существуют различные огра­ничения для осуществимости научных изысканий. Так, американский философ Л. Лаудан описывает следующие виды нереализуемости по­знавательных целей.

Нереализуемость базисная, или принципиальная, присуща тем проектам, которые явно противоречат современным науч­ным представлениям (скажем, вечный двигатель, эликсир молодости и т.п.); хотя, конечно, здесь возможны и сбои, ведь научное знание не яв­ляется непогрешимым. Иной пример — нереализуемость, связанная с не­определенностью или нечеткостью самой цели исследования. Она воз­никает в ситуациях, когда цель сформулирована как нечто расплывча­тое, весьма приблизительное, абстрактное и т.п., поэтому у нас даже нет возможности определить, достигнута цель или нет. Примерами весьма неопределенных (хотя и популярных) целей могут служить такие, как «благосостояние общества», «счастье человечества», «высокая эфффективность производства». Но даже если цель поставлена более или менее определенно, с ней должны быть сопряжены критерии ее достижения. По утверждению Л. Лаудана, без наличия критериев, устанавливающих, когда реализована цель или когда ее реализация приближается, цель вооб­ще не может быть рационально поставлена, даже если она ясно высказана и весьма привлекательна1. Добавим, что в оценку действительной выпол­нимости цели входит также изучение ее допустимости (в первую очередь этические аспекты), а также анализ того, насколько адекватна данная цель реально доступному материально-техническому обеспечению.

Комментарии к записи Этап оценки проблемы отключены

holdfast 05.09.2009 в рубриках: Научный факт

Комментарии закрыты.