Этап анализа проблемы

Этап анализа проблемыОсновная задача этого этапа — уточнение проблемы. На предыдущем этапе проблема была определена лишь в пер­вом приближении; теперь же она должна быть сформулирована макси­мально ясно и точно. Этап включает определенные моменты. Прежде всего здесь происходит уточнение цели будущего исследова­ния: что именно требуется получить в результате разрешения настоящей трудности, какой ожидается (или нужен) тип решения, ведь часто решение требуется не в полном, а в частном либо в приближенном варианте. Это может быть связано как с практическими нуждами, так и с реальными научно-техническими возможностями. В таком случае, как правило, гово­рит о сужении проблемы, акцентировании ее на отдельных аспектах, переходе к ее частным случаям и т.п. Далее уточняются границы как самой проблемы, так и будущего ис­следования. Ведь всякое научное изыскание должно быть спланировано в определенных рамках (скажем, историческое исследование имеет хро­нологические рамки, географическое — территориальные; в любом ис­следовании существуют и абстрактные рамки, связанные с уточненным представлением о том, что относится к сути изучаемой проблемы, а что выходит за ее пределы). Процедуру установления границ проблемы иногда называют ее локализацией.

Производится изучение структуры проблемы. Ведь научная пробле­ма — это утверждение, имеющее сложную природу; она содержит в себе ряд предпосылочных, часто неявных положений, она имеет также различ­ные аспекты, как бы «углы зрения», под которыми ее можно рассматри­вать. Поэтому, как правило, в ходе экспликации проблемы осуществляется

ее трансформация, при которой исходный вопрос реструктурируется, рас­щепляется на некоторое упорядоченное множество подвопросов. Дейст­вительно, научные проблемы, имеющие комплексный характер, нередко представляют собой особые системы логически связанных задач раз­личного уровня доступности, приоритетности, фундаментальности. С по­мощью анализа концептуальной структуры данной проблемы достигается и прояснение общего методологического проекта — устанавливаются последовательность шагов, их смысловая соотнесенность, значимость в масштабах целостной исследовательской стратегии. Процедуру плано­мерного расщепления проблемы и превращения ее в систему подвопросов называют иногда ее композицией. Смысл и содержание аналитической работы над научной проблемой ярко изложены в «Правилах для руководства ума» Р. Декарта. Так, в пра­вилах XII-XIII он дает представление о «совершенно понятном вопросе», в котором должно четко излагаться, что именно является искомым в дан­ной проблеме, из чего оно должно быть выведено (т.е. установлен круг условий и предпосылок поиска) и как должна быть доказана форма зави­симости искомого от исходных посылок. При прояснении вопроса до состояния «совершенно понятного» мы согласно Р. Декарту освобождаем этот вопрос от лишних моментов, сводим его к простейшему, делим на возможно меньшие части, причем неизвестное в структуре вопроса долж­но быть обозначено только через что-то известное.. Итак, анализ проблемы — сложный, требующий творческих усилий и часто длительный процесс. На этой стадии происходит уточнение цели исследования, границ и структуры исходной проблемы.

Комментарии к записи Этап анализа проблемы отключены

holdfast 05.09.2009 в рубриках: Научный факт

Комментарии закрыты.