Этап выдвижения проекта

Этап выдвижения проектаЗдесь решается широкий круг задач. В содержание данного этапа входит разработка исследовательского проекта, что связано не только с теоретико-методологическим рас­смотрением подходов к проблеме, но и с институционально предпи­санными действиями по планированию и подготовке будущих иссле­дований. Прежде всего это касается процесса т.н. обоснования темы исследования, т.е. представления исследовательского проекта научно­му сообществу и его административно-организационным инстанциям. Общий смысл процедуры обоснования темы состоит в том, чтобы продемонстрировать наличие важной нерешенной научной (или научно-практической) проблемы и показать, что предполагаемое исследо­вание действительно должно решить те или иные аспекты исходной проблемы. На стадии выдвижения проекта производят интерсубъективную про­верку и обсуждение предыдущих этапов разработки научной проблемы. Проект подвергается всестороннему рассмотрению. Ученые обсуждают, насколько правильно поставлена данная проблема: истинно ли заключение исследователя о том, что обнаруженное неизвестное действительно неиз­вестно, действительно ли существенна предполагаемая новизна решения, насколько адекватен исследовательский проект содержанию проблемы и ее методологическим аспектам. При этом изучаются, соответственно, доводы за и против как постановки самой проблемы и связанного с ней исследовательского проекта, так и оценки актуальности и реализуемости проблемы; выдвигаются и обсуждаются альтернативные варианты, уста­навливаются ее взаимосвязи с другими проблемами данной научной об­ласти, принимаются теоретические и организационные решения и т.п. Итог этого процесса выражен в окончательной корректировке и принятии научным сообществом проблемы и предложенного исследовательского проекта.

Таковы основные этапы постановки научной проблемы. Следует отме­тить, что эта схема, изложенная как связная последовательность, имеет скорее дидактическое значение, а не буквально описывает реальный про­цесс работы. Конечно, в реальности процесс разработки проблемы выгля­дит гораздо сложнее; различные этапы в нем наслаиваются и перекрыва­ются, например и оценка, и анализ проблемы часто выполняются почти одновременно; далее на любой стадии возможен возврат к предыдущим шагам для их уточнения (например, после стадии интерсубъективного обсуждения нередко происходит следующая разработка проблемы начиная с ее нового предварительного выдвижения в другом варианте) и т.п. В научной деятельности, видимо, вообще больше различных замысло­ватых циклических, спиралевидных и т.п. траекторий мысли, чем посту­пательно-линейных.

Комментарии к записи Этап выдвижения проекта отключены

holdfast 22.08.2009 в рубриках: Научный факт

Комментарии закрыты.