Причинные связи
Таким образом, применение статистики требует прежде всего понимания ее смысла; сама по себе она еще ничего не доказывает. Еще одним деликатным моментом, касающимся статистического анализа данных, является недоучет роли содержательных, или качественных, соображений. Ведь анализ данных базируется не только на относительно нейтральных к конкретным научным областям методах (типа методов статистики), но и на знаниях, относящихся непосредственно к той или иной научной дисциплине. Например, непонимание возможностей, логики и ограничений статистического подхода приводит часто к ошибочным концептуальным построениям, связанным с обнаруженной в опыте корреляционной зависимостью. Как напоминает МБ. Славин, статистические методы анализа связей между явлениями обычно применяют тогда, когда неизвестны причинные связи; но ведь обнаружение статистической корреляции не влечет (вопреки желанию исследователя) возможности связать корреляционно — зависимые между собой факторы также и причинной связью, а обнаружение статистической корреляции не освобождает исследователя от необходимости дополнить изучение формально установленной связи между явлениями другими методами, проясняющими ее сущность. Скажем, в медико-биологических науках это означает необходимость исследований, направленных на раскрытие конкретных биохимических, биофизических, иммунологических, физиологических и т.п. взаимосвязей и закономерностей.
Таким образом, стадия анализа данных не может быть сведена к нейтральным формальным методикам, а задействует и качественные соображения, и при необходимости тот или иной спектр специальных знаний из предметной области. Сказанное означает, что на стадии обобщения и обработки эмпирических данных исследования ученого ведут прежде всего содержательная
теория, компетентное понимание специфики предметной области и стоящих перед ученым конкретных исследовательских проблем. Никакой отлаженный метод не избавляет ученого от ответственности за формулируемые им результаты, от умения осмысленно применять необходимые методы в тех или иных обстоятельствах. Нельзя получать научные данные механически, без знания внутренних связей и смыслов предметной области; не существует прямой дороги от автоматического использования того или иного метода к научным открытиям. Стадия анализа данных — это действительно тот переходный этап исследований, когда встречаются эмпирические и теоретические методы, переплетаются обработка эмпирических результатов и потребности теорети-
зации. На этой стадии полученный эмпирический материал подлежит активному осмыслению. Здесь могут возникать важные теоретические догадки (гипотезы, конструкты), которые поднимают исследование на более абстрактный уровень.
Комментарии к записи Причинные связи отключены
holdfast 25.08.2009 в рубриках: Принцип историзма