Научная проблема
Итак, можно сформулировать следующее определение научной проблемы. Научная проблема — это суждение (или система суждений), содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, при этом не существует известного алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну. Не следует также смешивать понятия «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема — это определенное состояние научного знания; проблема должна быть осознана и поставлена именно теоретически. Что же касается проблемной ситуации, то данное понятие характеризует текущие научно-технические и практические потребности. Например, в медико-биологических науках говорят о проблемах профилактики того или иного заболевания, но в данном случае речь идет как раз о проблемной ситуации, в которую входит целая совокупность потребностей не только теоретического, но и организационного, социального, повседневно-психологического и прочих планов. Всякая научная проблема окружена собственным научно-практическим контекстом (т.е. проблемной ситуацией), в котором она вызревает. Но обратное неверно: далеко не всякая проблемная ситуация претворяется в осознанную научную проблему. Формирование проблемной ситуации — сложный процесс, имеющий своими источниками внешние (объективные актуальные потребности общества) и внутренние моменты (потребности самой науки). Внутренний стимул формирования проблемы часто выступает в виде несоответствия эмпирического базиса и теоретических ресурсов:
1) как реакция на открытие каких-то новых явлений, фактов, не укладывающихся в готовые концептуальные схемы, что требует активизации теоретического потенциала научной области;
2) как теоретическое опережение, когда теория развивается быстрее, чем появляются подкрепляющие ее данные (скажем, данные предсказаний), т.е. существует некоторый недостаток фактического материала, который стимулирует эмпирические исследования.
Комментарии к записи Научная проблема отключены
holdfast 10.09.2009 в рубриках: Научный факт